Приведен еще один метод расчета себестоимости грузоперевозок, который изучают во всех автомобилных вузах, но  ни наши логисты умалчивают, а халявщики и дармовозы просто не знают это, и забывают многие грузоперевозчики. Расчет разработан Агафоновым А.В. (МОСКВА 1997).  Цифры взятые для расчета условные. Реальные многие знают, а если кто не знает, то эту информацию можно получить на АЗС, СТО, авторынке, интернете и СМИ.

1. Задание.
1.1. Исходные данные (таблица 1). На основе этих данных выбрать марку подвижного состава.

Vср. технич. - выбрать исходя из типа подвижного состава и класса дорог.
g- коэффициент использования грузоподъемности, выбрать исходя из классификатора грузов.
 tпр - время простоя под погрузкой-разгрузкой, зависит от погрузочно-разгрузочных работ.


1.2. На основе исходных данных определить:

а) Автомобиле-часы за год (aч год)
б) Годовой пробег.
в) Выработка автомобиля в тоннах.
г) Выработка автомобиля в тоннах/км.

1.3. Исходные данные для расчета себестоимости (таблица 2).

1.4. Расчет себестоимости единицы продукции:


а) Расчет 1 тонна/км.

Тонна-километр, тоннокилометр или тонно-километр (обозначение т·км) — единица измерения, применяемая при перевозке грузов и объединяющая два показателя: количество тонн груза и расстояние в километрах. По соображениям размерности эти величины перемножаются как (ML).

 

б) расчет 1 часа эксплуатации.

1.5. Определить тариф за:

а) Тонну.
б) Тонну/км.
в) км.
г) час.

1.6. Определить годовые показатели:

а) доходы.
б) расходы.
в) прибыль.
г) рентабельность (по предприятию).

1.7. Оценить использование основных финансов. Оценить использование основных фондов:

а) Фонд-отдача.
б) Фонд-емкость.
в) Фонд-вооруженность.
г) Рентабельность основных фондов.

1.8. Оценить использование оборотных средств:



а) Количество оборотов оборотных средств.
б) Продолжительность одного оборота.
в) Загрузка оборотных средств.
г) Рентабельность оборотных средств.
** Размер оборотных средств принимать равным 30% от стоимости основных фондов.

1.9. Определить численность, производительность, заработную плату (определить исходя из часовой тарифной ставки 4,5-10 тыс. руб.)

1.10. Оценить экономический эффект за срок службы, подвижного состава и срок возврата капитальных вложений.


Таблица 1
Вид перевозимого груза Белье в ящиках
Тип подвижного состава Бортовая
Расстояние перевозки  l==45 км
Время в наряде Тн=8,1 ч 
Средняя техническая скорость Vт=40 км/ч
Коэффициент использования грузоподъемности  g=0,6 (исходя из класса груза) 
Коэффициент использования пробега b=0,8
Время простоя под погрузкой-разгрузкой  tпр=20 мин+10% от 20 мин (т.к. а/м с тентом)=22 мин =0,36 час
Коэффициент выпуска автомобиля на линию  aп==0,62

 
Таблица 2
Исходные данные Значение  Примечание
Тип подвижного состава  бортовой ЗиЛ-5301 Бычок
Грузоподъемность  3000 кг   
Вид топлива  дизельное   
Размер шин  225 / 75 Р 16 С   
Вес прицепа    
Цена подвижного состава  77 500 000 руб.  
Норма расхода топлива на 100 км 14 л   
 Надбавка на 100 т / км для бортовых       
Надбавка на одну ездку для самосвала    
Цена 1 л топлива 1500 руб.   
Норма расхода на ТО и ремонт на 1000 км пробега    
Норма расхода средств на восстановление износа шин на 1 комплект за год 140 000   

 

Таблица 2 (продолжение)

Исходные данные Значение Примечание
Цена 1 комплекта колеса 750 000  колесо в сборе (колесо + диск, так как шины бескамерные, цены взяты из каталога московского “Таганского” шинного завода) 
Число колес на автомобиле 6  

Нормы амортизации по подвижному составу
0,2   
Годовая сумма накладных расходов на 1 автомобиль    
Часовая тарифная ставка на оплату труда водителя    
Группа дорог городские  
Способ погрузки-разгрузки ручная
немеханизированная 
 
 Пробег до капитального ремонта    300 000 км  Данные взяты из инструкции по эксплуатации
Расход - надбавка по топливу 1,3 л  Для дизельного двигателя Д-245 берем 1,3 л на 100 т/км 

Выполнение.

1.1. На основе исходных данных выбираем автомобиль ЗиЛ-5301 “Бычок”.

1.2. На основе исходных данных определяем:


а) Автомобиле-часы за год (aч год):

Определяем время ездки

te=tпр+l/(Vтb)=0,36+45/(40*0,8)=1,766 ч


Определяем количество ездок за день


ne=Tн/te=8,1/1,766=4,5866


Определяем автомобиле-часы за год


aч год= Tн *365*0,62=1 833 ч


б) Годовой пробег:


L год= (Tн l Vт /(l + Vтbtпр))Dкaп=1 459,42 * 40=58 376,8 км


в) Выработка автомобиля в тоннах

1 метод

Bт= (TнVт b q g /(l + Vтbtпр))Dкaп=(8,1*40*0,8*3*0,6/(45+40*0,8*0,36))*365*0,62=1 868 т

2 метод

Bт= neqg Dкaп= 4,5866*3*0,6*365*0,62=1 868 т


г) Выработка автомобиля в тоннах/км:

1 метод

Bт км= Bт l = 1868*45 = 84 060 т км

2 метод

Bт км= ne q g l Dкaп = 1868*45 = 84 060 т км

1.3. Выбираем и рассчитываем исходные данные для определения себестоимости продукции (таблица 2)
1.4. Расчет себестоимости единицы продукции:

а) Расчет 1 тонна/км.

определим затраты на топливо:

Ст=(Нкм+Нт кмqgb)*Цл*1,05/100=(14+1,3*3*0,6*0,8)*1500*1,05/100=250 руб/км,


где Нкм - расход топлива автомобилем на 100 км (технический),
Нт км - надбавка к расходу на тонну перевозимого груза,
Цл - цена литра топлива.


 определим затраты на смазочные и обтирочные материалы:

Ссм=0,3 Ст=0,3*250=75 руб/км

определяем затраты на ТО и ремонт:

Выбираем нормы для затрат на ТО и ремонт как для автомобиля ГАЗ-52, потому, что он наиболее близок по грузоподъемности

Виды обслуживания Виды затрат    
  Зар. плата Запасн. части Материалы
ЕО 1,39 - 0,86
ТО-1 1,14 - 0,42
ТО-2 1,13   - 0,28
ТР  4,79  2,14 2,27
Итого 8,45 2,14 3,83
Итого с инфляцией 50 700 14 120 30 640


СТОиР=(Нзп*1,395+Нзч+Нм)/1000=(50700*1,395+17120+30640)/1000= 118,23 руб/км

подсчитаем перечисления на капитальный ремонт:

Цкр=0,7 Цпс=0,7*77 500 000=54 250 000 руб,
где Цпс - цена подвижного состава,
Цкр - полная стоимость капитального ремонта.

Скр=Цкр/(Lкр к)=54 250 000/(300 000*1,7)=106,37 руб/км,
где Скр - сколько нужно перечислять денег на кап. ремонт за 1 км пробега а/м,
Lкр - пробег автомобиля до капитального ремонта,
к - коэффициент пробега до капитального ремонта (к=1,7-1,8).

затраты по ремонтному фонду:

Срф=СТОиР+Скр=118,23+106,37=224,6 руб/км

Затраты на восстановление износа и ремонт шин:

Нормы на восстановление износа шины и ее ремонт  как для автомобиля “АВИА” у него такой же размер колеса (к=2,25).

Нш=к Цкомпл/100=2,25*750 000/100=16 875 руб / 1000 км

где Цкомпл - цена комплекта колеса в сборе.

Сш=Нш nк/1000=16 875 * 6 / 1000 = 101,2 руб/км,
где nк - число колес на автомобиле.

Расходы на амортизацию подвижного состава:

Саморт км = На Сб / (100 1 000) = 0,2 * 82 925 000 / (100 1 000) = 165,85 руб/км,
где На - норма амортизации подвижного состава (берется из справочника),
Сб - балансовая стоимость подвижного состава (включает себя расходы на доставку и монтаж оборудования Сб=1,07 Цпс = 1,07 * 77 500 000 = 82 925 000).

Подсчитаем сумму переменных расходов (расходов на км):

Скм=Ст+Ссм+Срф+Сш+Саморт км=250+75+224,6+101,2+165,85=816,65 руб/км

Рассчитаем сумму постоянных расходов (в них будут входить только накладные расходы, расходы в час):

НР - берем для а/м ГАЗ-52 (наиболее близок по грузоподъемности НР=900*8000=7 200 000 руб/год)

Счас=НР/aч год=7 200 000/ 1833 = 3928 руб / час

Подсчитаем зарплату водителя:

ЗП вод час = Сст 6 000 1,395 = 0,65 *6 000*1,395 = 5 440,5 руб / час,

где Сст - часовая тарифная ставка водителя (берется из справочника зарплат).

ЗП вод год = ЗП вод час Тн aп 365 = 5 440,5 * 8,1 * 0,62 * 365 = 9 972 599,7 руб/год

Подсчитываем себестоимость единицы продукции:

1 метод:

 Sт=(Скм Lгод + Счас aч год+ ЗП вод год)/Вт (годовая) = (816,65 * 58 376 + 3928 * 1833 + 9 972 599)/1868=34 714 руб за тонну

2 метод:

 Sт=Скм l / (q g b) + C час t е / (q g) + ЗП вод час Tн / Вт сут=816,65*45/(3*0,6*0,8) + (3928*1,766)/(3*0,6)+(5440,5*8,1*365*0,62)/1868=34 714 руб за тонну

Подсчитываем себестоимость 1 т км:

1 метод:

 Sт км=(Скм Lгод + Счас aч год+ ЗП вод год)/Вт км (годовые) =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 + 9 972 599)/84 060=771,4 руб за т км

2 метод:

 Sт км=Скм / (q g b) + C час t е / (q g l) + ЗП вод час Tн / Вт км сут=816,65/(3*0,6*0,8) + (3928*1,766)/(3*0,6*45)+(5440,5*8,1*365*0,62)/84 015=771,4 руб за т км

б) Подсчитаем стоимость одного часа эксплуатации.

1 метод:

Sчаса=(Скм Lгод + Счас aч год+ ЗП вод год)/ aч год =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 +
+ 9 972 599)/1833= 35 377 руб за час

2 метод:

Sчаса=Скм Vэк + C час + ЗП вод час=816,65*31,847+3928+5440,5 = 35 377 руб за т км,

где Vэк - скорость эксплуатационная Vэк= Lгод / aч год =58 376 / 1833 =31,847 км/ч.

Себестоимость 1 км пробега:

1 метод:

 Sкм=(Скм Lгод + Счас aч год+ ЗП вод год)/ Lгод =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 + 9 972 599) / 58 376 = 1111 руб за км

2 метод:

Sкм=Скм+C час /Vэк+ЗПвод час/Vэк=816,65+3928/31,847+5440,5/31,847=1111 руб за км.

1.5. Определяем тариф за:


а) Тонну.

Выберем коэффициент рентабельности KR=1,18, тогда:

Цт= KR Sт=34 714 * 1,18 = 40 963 руб/т

б) Тонну / км.

Цт км= KR Sт км=771,4 * 1,18 = 910,3 руб/(т км)

в) км.

Цкм= KR Sкм=1 111 * 1,18 = 1 311 руб/км

г) Час.

Цчас= KR Sчас=35 377 * 1,18 = 41 745 руб/час


1.6. Определяем годовые показатели:

а) доходы.

1 способ:

Д=Цкм Lгод=1 311 * 58 376,8 = 76 531 984 руб в год

2 способ:

Д=Цчас ач год=41 745 * 1 833 = 76 531 915 руб в год

3 способ:

Д=Цт км Вт км=910,3 * 84 060 = 76 531 010 руб в год


4 способ:

Д=Цт Вт = 40 963 * 1 868 = 76 531 354 руб в год

б) Расходы:

1 способ:


Р = Sт Вт=34 714 * 1 868=64 845 752 руб в год

2 способ:

Р = Sт км Вт км=771,4 * 84 060=64 845 353 руб в год

3 способ:

Р = Sкм Lгод =1 111 * 58 376,8 = 64 845 736 руб в год

4 способ:

Р = Sчас ач год= 35 377 * 1 833 = 64 845 045 руб в год

в) Прибыль:

П = Д - Р = 75 731 915 - 64 845 045 = 10 886 870 руб в год

г) Рентабельность по предприятию:

R=(П/Р) 100% = (10 886 870/ 64 845 045) * 100 = 16,78 %

1.7. Оценим использование основных финансов. Оценим использование основных фондов:

а) Фонд-отдача.

ОПФ = Сб 1,4 = 82 925 000 * 1,4 = 116 095 000 руб
где ОПФ - стоимость основных производственных фондов,
1,4 - коэффициент капитальных вложений в производственно-техническую
базу.

Натуральные:

ФОт=Вт/ ОПФ=1 868 / 116 095 000 = 0,00001609 т / руб

ФОт км=Вт км/ ОПФ = 84 060 / 116 095 000 = 84 060 /116095 000=0,000724ткм / руб

Условно-натуральные:

ФОт км прив=Вт км прив/ ОПФ,
где Вт км прив=Вт км + Вт К = Вт км + Вт Vт b tпр = 84 060 + 1 868 * 40 * 0,8 * 0,36 = 105 579, 36 т км прив.

ФОт км прив= 105 579,36 / 116 095 000 = 0,000909422 т км прив / руб

Денежные:

ФО = Д / ОПФ = 75 731 915 / 116 095 000 = 0,6523

б) Фондоемкость.

Натуральные:

ФЕт=1/ФОт=1/0,0000169=58879 руб/т

ФЕт км=1/ФОт км=1/0,000724=1381,21 руб/т км

Условно-натуральные:

ФЕт км при=1/ФОт км прив=1/0,000909422 = 1100,11 руб / т км прив

Денежные:

ФЕ=1/ФО = 1/0,6523= 1,5330

в) Фондо-вооруженность.

ФВ=ОПФ/N,
где N - количество работающих.

N=Nв+Nрр+Nпроч,
где Nв - количество водителей на 1 автомобиль, Nв = Tн/7,0=8,1/7,0=1,157 чел,
Nрр - количество ремонтных рабочих (Nрр=0,5 чел),
Nпроч - прочий обслуживающий персонал (Nпроч=0,2 чел)
N=1,157+0,5+0,2=1,857 чел.

ФВ = 116 095 000 / 1,857 = 65 517 501 руб / чел.

г) Рентабельность основных фондов.

RОПФ=(П/ОПФ)*100%=10 886 870 / 116 095 000 * 100 % = 9,38 %

1.8. Оценим использование оборотных средств:

а) Количество оборотов оборотных средств.

ОБ - величина оборотных средств ОБ=0,3 ОП(ОПФ) = 0,3 * 116 095 000 =
= 34 828 500 руб (исходя из допущения принятого в условии задания).

Коб=Д/ОБ=75 731 915 / 34 828 500 = 2,174 раза.

б) Продолжительность одного оборота.

Тоб= Dк/Коб=365/2,174=167,89 дней

в) Загрузка оборотных средств.

Зоб=ОБ/Д=75 731 915 / 10 886 870 = 0,46 руб.

г) Рентабельность оборотных средств:

Rоб=П/ОБ=(П/ОБ) 100%=10 886 870 / 34 828 500 * 100%= 31,25 %

1.9. Определяем численность, производительность, заработную плату:

Ктр=ТнDкa/(НтВт+ Нт кмВт км)= 8,1 * 365 * 0,62 / (0,23166*1 868 + 0,02666*84 060)= 0,6855 - коэффициент трудоемкости.

В натуральных показателях.

ПТт = Bт / N = 1 868 / 1,857 = 1005,92 т / чел

ПТт км = Bт км / N = 84 060 / 1,857 = 45 267 т км / чел

В условно-натуральных показателях.

ПТт км прив = Bт км прив / N = 105 579,36 / 1,857 = 56 855 т км прив / чел

В стоимостных показателях.

ПТ = Д / N=75 731 915 / 1,857 = 40 781 860 руб / чел

По трудоемкости.

Kтр= Тф/Тпл = Тн/Тпл = Тн Dк aп/(НтВт+ Нт кмВт км) = 8,1 * 365 * 0,62 / ((13,9 * 1 868 + + 1,6 *84 060) / 60 ) = 0,685 < 1 - это плохой показатель.

Численность и годовая заработная плата уже подсчитаны в пунктах 1.7 и 1.4 соответственно.

1.10. Оценить экономический эффект за срок службы, подвижного состава и срок возврата капитальных вложений.

Определим срок службы подвижного состава:

Тслужбы = Ндо кр 1,8 / Lгод = 300 000 * 1,8 / 58 376,8 = 9,25 лет.

Эт = (Результаты - Затраты) / (Кр+eн),

где Результаты = Д = 75 731 915 (годовые),
Затраты = С*+К(Кр+eн),

где С* - эксплуатационные затраты, С* = P - Саморт км L год = 64 845 045 - 165,85 * * 58 376,8 = 55 163 252 руб/год,
К - единовременные затраты (капитальные вложения), К = ОПФ = 116 095 000,
Кр - коэффициент амортизации с учетом фактора времени,
eн - норматив эффективности капитальных вложений (eн = 0,1)
Кр = eн / ((1+eн)Тслужбы-1) = 0,1 / ((1+0,1)^9,25 -1) = 0,071

Затраты = 55 163 252 + 116 095 000 * ( 0,071 + 0,1) = 75 015 497 руб / год.

Эт = (75 731 915 - 75 015 497) / (0,071 + 0,1) = 4 189 578,9

Срок возврата инвестиций:

aт = (1+eн)tp-t

Капитальные вложения года  года отдаления (П+Агод) aт Сумма
  1 0 1 20 568 662 20 568 662
  2 1 0,9091 18 698 970 39 267 632
  3 2 0,8264 16 997 942 56 265 574
  4 3 0,7513 15 453 236 71 718 810
116 095 000 5 4 0,6830  14 048 396 85 767 206
  6 5 0,6209 12 771 082  98 538 288
  7 6 0,5645     11 611 009 110 149 000
  8 7 0,5132 10 555 837  
  9 8 0,4665 9 595 280  
  10 9 6,3349    


Твозв=7+(116 095 000 - 110 149 000) / 10 555 837 = 7,5632 года