Финансовую часть любого бизнеса я всегда начинал с расчета точки безубыточности. Так как мой транспортный бизнес начался стихийно, то ни каких расчетов естественно не делалось, я только проводил подсчеты и анализ проделанной работы. И вот теперь, по прошествии 8 лет, думаю настало время посчитать эффективность этого бизнеса и задуматься на сколько прибыльным будет ваш бизнес в грузоперевозках.
И так, я опираюсь только на свой опыт. Все данные взяты не из головы, а из заказ-нарядов, товарных накладных и расчетов в бухгалтерии.
Расчет буду проводить на примере одного из действующих автомобилей Мерседес 512 Варио, 2001г.в., 2.9тд, двш=5,2х2,45х2,05, 26куб.м., грузоподъемность 1,7т, 6 колес R16C. Интервалы сервисного обслуживания рекомендованные, например, замена масла раз в 8000км, фильтры масляный и топливный можно менять каждую вторую замену масла, воздушный желательно так же. Резину ставлю обычную белшину или каму, не потому что экономлю, а потому что рвут (именно рвут) их водители одинаково. Поэтому я предпочитаю ставить резину дешевле, но менять чаще. Тем более что тяжелых грузов я не вожу. Кстати сказать, на ЛТ-35 Макси 99г.в. белшина отходила 100тыс.км, что я считаю невероятной удачей. На Варио ставлю Кама Евро. Любой микроавтобус (грузовичок) раз в два года приходится красить или подкрашивать подготавливая к техосмотру. Можно регулярно подкрашивать, но в любом случае суммарно выйдет цифра равная стоимости покраски. Раз в год-полтора ломается стартер, генератор, разбивается лобовое стекло. Принимаем для расчета годовой пробег в 96000 км, т.е. в среднем по 8000 в месяц. 8000 в месяц – это 2000 в неделю, что для города Витебска равно одной поездке в Москву (1200км) плюс в Минск(600км) и 200км для поездок по городу или пригороду. Это не есть догма, возможны и две поездки в Москву в неделю, а может получится и одна поездка в Тюмень, что за 8 дней увеличит показания одометра сразу на 6000км. Но ведь можно и столько не проехать. Поэтому считаем эти показания средними.
Расценки на услуги такой кубатурной машины варьируются от 3000 до 3500 бел.руб. за км. Сейчас попадаются, правда, граждане готовые работать и за 2500 бел.руб. за км, но об этом позже.
А теперь цифры:
статьи обслуживания авто | периодичность, км | стоимость, бел.руб. | стоимость 1 км, бел.руб. |
замена масла | 8000 | 600000 | 75,00 |
замена фильтра маслянного | 16000 | 55000 | 3,44 |
замена фильтра топливного | 16000 | 80000 | 5,00 |
замена ремня грм | 72000 | 800000 | 11,11 |
замена резины | 80000 | 6000000 | 75,00 |
ремонт стартера | 120000 | 800000 | 6,67 |
ремонт генератора | 120000 | 800000 | 6,67 |
замена масла в мосту | 72000 | 600000 | 8,33 |
замена фильтра воздушного | 16000 | 250000 | 15,63 |
замена лобового стекла | 150000 | 1290000 | 8,60 |
кузовные работы | 140000 | 17200000 | 122,86 |
амортизация всего | 338,30 | ||
услуги бухгалтера | 10000 | 344000 | 34,40 |
з/п | 525,00 | ||
фсзн | 189,00 | ||
налог по усн | 175,00 | ||
топливо | 111300 | 1 113,00 | |
телефон, коммуникации | 8000 | 100000 | 12,50 |
реклама в ирвр | 96000 | 500000 | 5,21 |
итого | 2 416,78 |
Т.е. себестоимость одного километра перевозки составляет немногим меньше 2500 бел.руб. При расценках на такую машину в 3500 бел.руб за км и среднем пробеге около 8000 км в месяц получим 8млн.бел.руб. в месяц. Надо заметить, что речь идет о безналичных рублях и для того чтобы из них получить наличные рубли нужно будет заплатить налог на дивиденды (15%) или искать иные «удобные», но все равно оплачиваемые способы. Ни риск крупных ремонтов, аварий, страхование грузов, а также дни простоев из-за праздников, ремонтов или замерзшей солярки в расчете не учтены.
Из анализа видно что самые большие статьи расходов это топливо и зарплата. Как уменьшить эти показатели? Легко! Садишься сам за руль, а заправляешься у знакомого тракториста. Ни первого ни второго я никогда не делал, поэтому для меня уменьшение этих статей осталось загадкой. Но отсюда напрашивается один вывод: перевозки становятся выгодным бизнесом для индивидуальных предпринимателей, которые сами крутят баранку, обслуживают, чинят и, что самое важное, следят за СВОИМ автомобилем. Проблема только одна – это путь в никуда! Вы не сможете развить свой бизнес. Максимум что вам позволено законом это нанять 3-х сотрудников из числа родственников. Если же вы не имеете нужного количества родственников-водителей, придется открывать предприятие. А следовательно ваш бизнес в расчетах будет примерно напоминать вышеизложенные расчеты.
Наверное, обидно осознавать, что то, к чему ты шел трудные восемь лет сейчас практически не имеет смысла, однако …объявление о продаже транспорта и предприятия я подал.
Алексей Николаев, Первое грузовое такси г. Витебск - ЧП ЭдТранс