Финансовую часть любого бизнеса я всегда начинал с расчета точки безубыточности. Так как мой транспортный бизнес начался стихийно, то ни каких расчетов естественно не делалось, я только проводил подсчеты и анализ проделанной работы. И вот теперь, по прошествии 8 лет, думаю настало время посчитать эффективность этого бизнеса и задуматься на сколько прибыльным будет ваш бизнес в грузоперевозках.

И так, я опираюсь только на свой опыт. Все данные взяты не из головы, а из заказ-нарядов, товарных накладных и расчетов в бухгалтерии.

Расчет буду проводить на примере одного из действующих автомобилей Мерседес 512 Варио, 2001г.в., 2.9тд, двш=5,2х2,45х2,05, 26куб.м., грузоподъемность 1,7т, 6 колес R16C. Интервалы сервисного обслуживания рекомендованные, например, замена масла раз в 8000км, фильтры масляный и топливный можно менять каждую вторую замену масла, воздушный желательно так же. Резину ставлю обычную белшину или каму, не потому что экономлю, а потому что рвут (именно рвут) их водители одинаково. Поэтому я предпочитаю ставить резину дешевле, но менять чаще. Тем более что тяжелых грузов я не вожу. Кстати сказать, на ЛТ-35 Макси 99г.в. белшина отходила 100тыс.км, что я считаю невероятной удачей. На Варио ставлю Кама Евро. Любой микроавтобус (грузовичок) раз в два года приходится красить или подкрашивать подготавливая к техосмотру. Можно регулярно подкрашивать, но в любом случае суммарно выйдет цифра равная стоимости покраски. Раз в год-полтора ломается стартер, генератор, разбивается лобовое стекло. Принимаем для расчета годовой пробег в 96000 км, т.е. в среднем по 8000 в месяц. 8000 в месяц – это 2000 в неделю, что для города Витебска равно одной поездке в Москву (1200км) плюс в Минск(600км) и 200км для поездок по городу или пригороду. Это не есть догма, возможны и две поездки в Москву в неделю, а может получится и одна поездка в Тюмень, что за 8 дней увеличит показания одометра сразу на 6000км. Но ведь можно и столько не проехать. Поэтому считаем эти показания средними.

Расценки на услуги такой кубатурной машины варьируются от 3000 до 3500 бел.руб. за км. Сейчас попадаются, правда, граждане готовые работать и за 2500 бел.руб. за км, но об этом позже.

А теперь цифры:

статьи обслуживания авто периодичность, км стоимость, бел.руб. стоимость 1 км, бел.руб.
замена масла  8000  600000 75,00
замена фильтра маслянного 16000 55000 3,44
замена фильтра топливного 16000 80000 5,00
замена ремня грм 72000 800000 11,11
замена резины 80000 6000000 75,00
ремонт стартера 120000 800000 6,67
ремонт генератора 120000 800000 6,67
замена масла в мосту 72000 600000 8,33
замена фильтра воздушного 16000 250000 15,63
замена лобового стекла 150000 1290000 8,60
кузовные работы 140000 17200000 122,86
амортизация всего     338,30
услуги бухгалтера 10000 344000 34,40
з/п     525,00
фсзн     189,00
налог по усн     175,00
топливо 111300   1 113,00
телефон, коммуникации 8000 100000 12,50
реклама в ирвр 96000 500000 5,21
итого     2 416,78


Т.е. себестоимость одного километра перевозки составляет немногим меньше 2500 бел.руб. При расценках на такую машину в 3500 бел.руб за км и среднем пробеге около 8000 км в месяц получим 8млн.бел.руб. в месяц. Надо заметить, что речь идет о безналичных рублях и для того чтобы из них получить наличные рубли нужно будет заплатить налог на дивиденды (15%) или искать иные «удобные», но все равно оплачиваемые способы. Ни риск крупных ремонтов, аварий, страхование грузов, а также дни простоев из-за праздников, ремонтов или замерзшей солярки в расчете не учтены.
Из анализа видно что самые большие статьи расходов это топливо и зарплата. Как уменьшить эти показатели? Легко! Садишься сам за руль, а заправляешься у знакомого тракториста. Ни первого ни второго я никогда не делал, поэтому для меня уменьшение этих статей осталось загадкой. Но отсюда напрашивается один вывод: перевозки становятся выгодным бизнесом для индивидуальных предпринимателей, которые сами крутят баранку, обслуживают, чинят и, что самое важное, следят за СВОИМ автомобилем. Проблема только одна – это путь в никуда! Вы не сможете развить свой бизнес. Максимум что вам позволено законом это нанять 3-х сотрудников из числа родственников. Если же вы не имеете нужного количества родственников-водителей, придется открывать предприятие. А следовательно ваш бизнес в расчетах будет примерно напоминать вышеизложенные расчеты.
Наверное, обидно осознавать, что то, к чему ты шел трудные восемь лет сейчас практически не имеет смысла, однако …объявление о продаже транспорта и предприятия я подал.

Алексей Николаев, Первое грузовое такси г. Витебск - ЧП ЭдТранс