Уже прошло несколько лет с тех пор как в конце 2008г, всю Европу охватил экономический кризис, который до сих пор продолжается, от которого пострадали практически все сферы экономики. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, предприятия всех форм собственности значительно сократили объёмы производства, снизились показатели внешнеторговой деятельности в том числе грузоперевозки. Это всё резко снизило спрос на услуги автотранспорта.
Уже в начале кризиса, с 2009 года, у многих грузоперевозчиков, транспортных компаний:
- резко снизился уровень рентабельности:
- упали объёмы грузоперевозок (по России в 2009 году, по отношению к уровню 2008г., сократились почти на 30% процентов, а по некоторым странам СНГ, например в Молдове, до 42.7%).;
- зафиксирован постоянный рост тарифов, вызванный подорожанием топлива и других расходных материалов;
- сократилось количество перевозок на дальние расстояния;
- сократилась выручка на внутренних и международных перевозках более чем 20%.,
- сократилась занятость водителей грузовиков на 20% процентов;
- количество банкротств транспортных предприятий, перевозчиков увеличилось на 20%.;
-возврат лизинговых машин увеличился на 30%, и это после первоначального взноса, чтобы получить грузовик, и регулярных погашений перевозчиками банковских процентов.

За этими сухими цифрами кроется высвобождение рабочих мест, повышение цен на ГСМ, снижение доходов работающих, банкротство авто грузоперевозчиков малого и среднего бизнеса, индивидуальных перевозчиков.

Как с этим бороться, что предпринять во избежание остановки грузовиков и потери прибыли?

Реальное проявление экономического кризиса для грузоперевозчиков всех уровней – это жёсткая конкуренции в «борьбе» за грузовладельцев и грузоотправителей. В этой серьёзной борьбе победит тот автогрузоперевозчик, который предложит наиболее выгодные заказчику условия: быстрые, качественные и дешёвые (p.s. многие понимают это как снижение ставок "в ноль", хотя следует понимать, что любая коммерческая деятельность должна приносить прибыль, должна быть рентабельная) транспортные услуги. Поэтому эффективнее всего, будет провести детальный анализ своего соответствия, этим основным позициям: (быстрые, качественные и "дешёвые" транспортные услуги).
Принять меры для соответствия требованиям, в создавшейся обстановке.

1 Скорость доставки грузов можно увеличить за счёт следующих факторов:

- разработка и выбор оптимальных маршрутов, и расчет расстояния.
- гарантированного временного (установка сроков доставки груза) исполнение заказа с момента его получения до момента доставки по месту назначения;
- применения технически исправных автопоездов, расширение направлений контейнерных перевозок;
- повышения квалификации кадров, избавление от непрофессиональных водителей;
- механизации погрузо-разгрузочных работ;
-сокращения простоев, расчет рабочего времени водителя;
- обновления автопарка, использование на других направлениях.
- использование современных информационных каналов для принятия информации.
- разработка недорогой, но навязчивой рекламы транспортных услуг, применения новейших технологий, информационной связи во всей цепочке от рекламы оказываемых услуг до получения конечного экономического результата;
-внедрить дополнительные услуги : страхования грузов, брокерские услуги в таможне, для клиентов заказывающих грузоперевозку.

Рост себестоимости цен, на оказываемые транспортные услуги, могут сдержать:

- составление картографических маршрутов, с расчетом расстояния перевозки;
- оптимизация тарифов за счёт сокращения количества людей в раздутых отделах логистики,
- изучение цен конкурентов на все виды перевозок;
- использование круговых загрузок: место загрузки-место выгрузки-место погрузки (исключение холостых рейсов, поиск загрузок, сборных обратных и попутных грузов);
- снижение затрат на ГСМ за счет составления международных маршрутов через страны, в которых цены на ГСМ ниже, установка дополнительных топливных баков.
- гибкая политика цен с учётом расстояния, массы и размера и характера груза, особенностей погрузки, пакета документов;
- система скидок для солидных и постоянных клиентов;

- снижение налогового бремени за счёт списания старой техники;
- увеличение грузооборота за счёт дальности перевозки грузов;
- прямые партнёрские отношений с грузовладельцами и грузоотправителями (избавление от посредников) заключение долгосрочных транспортных контрактов на грузоперевозки;
- снижение накладных расходов за счёт уменьшения мест доставки, но увеличения количества груза;
- снижение себестоимости транспортной работы (сокращение пробега, обучение водителей, оптимизация маршрута);
- применение грузовиков различной грузоподъемности и с различными кузовами, контейнерных перевозок, полноценные загрузки груза, согласно объёма грузовиков;
- компьютеризация транспортных перевозок (уменьшение сроков составления планов и увеличение точности расчетов при вычислении цены поставки товаров, точные расчёты затрат на транспортировку);

Чтобы преодолеть спад грузоперевозок необходимо:

– сделать всё, чтобы сохранить партнёрские отношения с максимальным числом своих постоянных, солидных грузовладельцев, на которые кризис также окажет отрицательное влияние, на условиях, приемлемых и оптимальных, для обоих сторон, в новых условиях;
- очень внимательно отнестись к тем грузовладельцам, которые впервые хотели бы воспользоваться услугами автоперевозчиков, обеспечить их полной информацией об их выгоде от предоставляемых грузоперевозчиком услуг;
- расширить число транспортных услуг индивидуальным предпринимателям, небольшим коммерческим фирмам, частным лицам: перевозка домашних вещей при переездах.
- искать внеплановые заказы, наладить связь с диспетчерами, транспортно-экспедиторскими компаниями (но не с халявщиками конечно, см. выше, исключить попутки, обратки (канализацию)), для увеличения информации по грузам, взаимодействия по грузоперевозкам.
- увеличить грузооборот за счёт дальности перевозки грузов; за счёт сборных грузов, которыми вынуждены, будут пользоваться индивидуальные предприниматели, средний и малый бизнес;
- делать вложения капитала в новую технику, технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.;
– модернизировать транспортную инфраструктуру: строительство современных логистических комплексов, и складских помещений, позволяющих создать инфраструктуру по управлению и обслуживанию грузовых транспортных потоков.

Конечно, ситуация может оказаться такой, что вообще не будет никаких заказов. В таком случае, очень важно трезво и реально оценить обстановку во всех производственных звеньях, быстро, решительно и обдуманно и предпринять меры, которые смогут не только предотвратить полный экономический крах, но и удержать предприятие на плаву.


Чтобы не обанкротиться, стать лучше конкурентов относительно других транспортных фирм, следует принять неординарные меры:
-Сдавать в аренду технику, гаражи, склады, офисы, заниматься ремонтом машин и т.д.;
- искать заказчиков, используя все пути общения: интернет, радио, производство личного сайта транспортной компании, телевидение, газеты, листовки, рекламу, в том числе на транспорте;
- писать рекламные статьи на темы, интересные грузовладельцам;
- составить карту расположения возможных грузовладельцев и грузоотправителей, складов, баз, как на ближайшей территории, так и в других городах, регионах, странах и предлагать свои услуги всем нуждающимся, вплоть до физических лиц;
- внимательно относиться ко всем категориям клиентов: вежливость, учтивость, заинтересованность в его потребностях, не навязчивая помощь обеспечат половину ожидаемого успеха;
-участвовать в тендерах на перевозку грузов;
-реклама для транспортных компаний на сайтах о грузоперевозках это двигатель прогресса! Искать, найти и использовать все и новые способы афиширования своих услуг, своей марки.

Конечно, никому не пожелаешь оказаться в кризисной ситуации. Но если уж её избежать не удалось, то, прежде всего, следует сохранять спокойствие и контроль над истинным положением.

Может именно сейчас проявление слабых, сделает некоторых сильными, и выход из кризиса будет сильным иммунитетом на долгие годы. Растерянность и паника, безволие – спутники любого экономического кризиса, которые значительно усугубляют отрицательные последствия.
Только чёткие действия руководства и всей команды могут дать положительные результаты, в том числе и в организации грузоперевозок!

(По материалам интернет)

P.s.

Статья, как видите, старая, но проблемы те же.

Впрочем, как такого кризиса нет. Есть люди, которые не хотят платить, получая дополнительную прибыль с грузоперевозок. Происходит обычное перекачивание финансов из одного кармана в другой.

Следствием  этого происходит недостаточное финансирование грузоперевозок, что значительное ухудшает их качество. Нельзя обеспечить качественные грузоперевозки по низким  ценам.

И еще, данная статья рассматривает методы выхода транспортного предприятия из кризиса, но ее можно спроецировать в масштабах государства.

Также смотрите "Управление проектами в условиях глобального кризиса "