Всех интересует: грузовладельцев, экспедиторов, а особенно грузоперевозчиков, - как оценить эффективность своего бизнеса и какая должна быть ставка на перевозку груза?
В данной статье, я попытался рассчитать стоимость грузоперевозки по Беларуси. Расчет очень приблизительный, но вполне позволяет оценить эффективность работы по различным тарифам и выбрать оптимальный.
Время идет, образ жизни меняется, цены тоже, старые методики расчета стоимости грузоперевозок, которыми пользуются большинство старых автобаз с времен СССР, как показывает практика, не могут рассчитать нормальную ставку. Статьи затрат у каждого свои, да и на практике все же получается немного по-другому.
Начнем считать свои деньги. Купили мы автомобиль. Для примера я взял свой: Мерседес 709, изотерма, грузоподъемностью 5 тонн, объемом 34 куба, 1991 года выпуска, двигатель 364 с турбиной, подвеска рессорная. Купили, повели номера. Смотрим на него. Техосмотр сразу не проходит: требуется заменить колеса, подкрасить, подправить что-то, поменять масла, фильтра и прочее. Поработали пару неделек, вложили свои деньги, устранили первые неполадки, прошли техосмотр и поехали работать. Допустим, ориентировочно стоимость автомобиля стала 30 тыс. у.е, включая переоформление и первоначальные ремонтные работы.
По чем работать? Давайте рассчитаем расходы, обороты и подсчитаем в итоге прибыль.
На мой взгляд основным критерием успешного бизнеса в грузоперевозках является срок окупаемости автомобиля. Автомобиль – это деньги, а деньги должны приносить деньги! Это критерий всегда являлся основной характеристикой на предприятиях при внедрении нового изделия, новой продукции в производство. (см. также "Ставки на перевозку грузов 20 тонн рефрижератором. Расчет тарифов в рос руб за км.")
И так, для расчета возьмем исходные данные:
-
Стоимость автомобиля – 30 000 у.е. (у всех разная, рассчитайте каждый для себя).
-
Стоимость одного колеса – 600 у.е. (мы покупаем новые, импортные. Наши «Белшина» по стоимости приближается к импортным аналогам, но по пробегу если 60 тыс км пройдет – вам очень крупно повезло, реально 30-40 тыс. км и возникают трещины, отслаивается, грузоподъемность их значительно меньше, перегружать нельзя. Вообще грузоподъемность авто нужно рассчитывать из максимальной нагрузки на колеса: рессоры и рама выдержать могут, они железные, а колеса стреляют. Неприятно ловить машину, в дороге, когда колеса стреляют.
-
Стоимость топлива – 6300 руб. л. Возьмем сегодняшнюю стоимость топлива. Она постоянно меняется и еще будет расти.
-
Стоимость масла 7 у.е. за 1 л. Кому какое нравиться, на большие грузовики советую заливать хорошее.
-
Стоимость фильтров (воздушного, топливного, масленого) 40 у.е.. Топливные фильтра приходится менять чаще, топливо у нас «ну очень хорошее», прошедшие морозы это показали, машина едет в любые морозы, а вибаста для заводки замерзла, даже бензин не помогает, никогда раньше такого не было, а обещанной «Арктики» в морозы ни на одной АЗС нет.
-
Расходы на ремонт в год – 4000 у.е. Размер данной статьи расходов условный. Тут не угадаешь, а точные годовые подсчеты никто не проводил. Бывают разные ремонты, то диск лопнет, то вкладыш провернет, то компрессор накроется, то насосу хана. На мой взгляд, эта цифра близка к средней реальной: стоимость запчасти + 20-25% стоимость ремонта (не все можно сделать у себя в гараже и в огороде.
-
Техосмотр, Страховка, санпаспорт и прочее – 350 у.е . Тоже вполне реально.
-
Командировки, платежки, штрафы в среднем за одну поезду – 200000 руб. Хорошо, что некоторые клиенты стали в последнее время оплачивать платежки по платной дороге, ладно, для нас 4 евро, а для фур 15, это тоже расходы, притом наличные. Ну а остановиться покушать в придорожном кафе??? Там уж как кто на столько богат и хочет.
Понимаете, здесь далеко не все включено, только основные затраты. Это были цены, теперь количество расходных материалов.
-
Расход топлива – 18 л/км. (вполне нормальный средний расход для такого класса автомобилей).
-
Масло. При замене 10 литров покупай смело.
-
Замену масла и фильтров производим каждые 10 тыс км.
-
У нас 6 колес, хороших, возможный пробег составляет 100000 км.
Теперь по работе.
Начнем с того, что я езжу по 5000 руб/км. По этому, приблизимся к реальной жизни, количество рейсов в неделю составляет 2.
Количество рабочих недель в год допустим составит 45 недель (Новый год, праздники, отпуск, еще какие-нибудь непредвиденные простои, - отнимем, в году 54 недели).
Средний пробег одного рейса составляет 700 км. (реальная цифра, которую может проезжать автомобиль за сутки, хотя приходилось и по 1000 накручивать по точкам за сутки). При этом добавим 30 км минимум на нулевой пробег, клиент это не хочет оплачивать. Даже если мы и припишем что-то к километражу клиента, то все равно бывают холостые пробеги, например, поездка в гараж, на СТО, техосмотр и прочее.
Ну и последнее, чтобы прийти к единым значениям измерения величин бел. рубли, возьмем курс 8500 бел. руб за 1 $. (Длительное время происходит прецессия курса доллара вокруг этого значения).
Итого.
Стоимость авто , у.е. | 30 000 |
Шины, у.е. | 600 |
ДТ, 1 литр, бел. руб | 6 300 |
Стоимость масла, 1 л, у.е. | 7 |
Стоимость фильтров, у.е. | 40 |
Расходы на ремонты, в год, у.е. | 4 000 |
Техосмотр, страховки, санпаспор, у.е. | 350 |
Командировочные, платежки, штрафы на одну поездку, руб. | 200 000 |
Расход топлива, л/100 км | 18 |
Расход масла, л | 10 |
Замена масла через , км | 10 000 |
Количество колес | 6 |
Пробег шин, км | 100 000 |
Количество рейсов в неделю | 2,0 |
Средний пробег за рейс, км | 700 |
Количество рабочих недель | 45 |
Холостой пробег на каждую поездку | 30 |
курс доллара, бел руб. | 8 500 |
Всё, все данные ввели, начинаем расчеты. Начнем с общего оборота.
Количество поездок в год | 2х45 | 90 |
Пробег за год, км | 90х700 | 63 000 |
Холостой пробег, км | 90х30 | 2 700 |
Общий пробег | 65 700 | |
Ставка, руб/км | 5 000 | |
Оборот за год, руб/в год | 315 000 000 |
Да, на первый взгляд последняя цифра внушает, но это только тех, кто не разбирается в этом бизнесе.
Мой один старый товарищ жаловался, что у него транспортная фирма с автопарком 10 автомобилей до 2.5 до 5 тонн за 2011 год принесла прибыли всего 90 млн. бел рублей!!! Как оказалось, у него 5 тоники, новые, 2011 года выпуска, ездили по 3500 руб/ км. Но зато каждый день.
А теперь подсчитаем технические расходы.
Расход топлива в год, бел. руб | 65 700 /100*6300*18 | 74 503 800 |
Расходы на шины в год, бел руб. | 600х8500х6х65700/100000 | 20 104 200 |
Расходы на масло в год, бел. руб. | 65700/10000х10х7х8500 | 3 909 150 |
Расходы на фильтра в год, бел. руб. | 65700/10000х40х8500 | 2 233 800 |
Расходы на страховку, бел. руб | 350х8500 | 2 975 000 |
Командировочные, платежки, штрафы в год, бел. руб | 90х200000 | 18 000 000 |
Расходы на обслуживание и ремонты, бел. руб | 4000х8500 | 34 000 000 |
Общее количество расходов, бел. руб | 155 725 950 |
Тоже сумма неплохая набегает. Но это не все еще. Деньги пришли, нужно заплатить налоги, банку что-то оставить, да и жить на что-то. С налогами и банком подсчитаем просто. Работаем по упрощенной системе налогообложения, сейчас это 7% с оборота. В сумме с банком, фсзн это составить 10 % (можете сами прикинуть). А зарплата? Возьмем 18%, больше не стоит, да и вполне нормально с еще месячным заработком будет, т.е. на хлеб с маслом хватит, а с икрой потерпеть придется.
Оборот в год , бел. руб | 315 000 000 |
Расходы в год, бел. руб. | 155 725 950 |
Зарплата водителя, 18% с оборота, бел. руб в год | 56 700 000 (4725000 руб/мес ) |
Налоги, 10% с оборота, бел. руб. | 31 500 000 |
Прочие отчисления (экспедиция, диспетчер, реклама), 5%, бел. руб. | 15 750 000 |
Остаток (чистая среднегодовая прибыль), бел. руб | 55 324 050 |
Ну на экспедиции с диспетчерами можно с экономить, к тому же они берут не 5 % а 10%, с рекламой – тут зависит у кого какие способности. Но если вы постоянно работаете с экспедицией, то можете прикинуть, сколько вы им отдали, а не своим детям.
А теперь самое важное.
Расчет срока окупаемости СК=Ф/П
где СК - срок окупаемости, Ф - объем вложенных средств ( т.е. стоимость автомобиля), П - чистая прибыль среднегодовая
СК= 30000*8500/ 55 324 050= 4, 61
Срок окупаемости– 4 года и 7 месяцев, если конечно ничего не случиться очень серьезного и не предвиденного, мы не застрахованы от рисков и неприятностей в жизни и на дороге. На предприятиях хороший считается срок окупаемости от 3 до 5 лет. До 3 лет - отлично. Если уже больше 6 лет – то уже плохо.
При выполнении 3 рейсов в неделю (можно и 4 сделать, но это тяжко будет) срок окупаемости составит 2.47 года.
Для примера можно оценить другие варианты работы по другим ставкам.
Например, если работать на той же машине 4 раза в неделю по ставкам 4000 руб/км срок окупаемости составить 4.03 года, но с поправкой, на ремонт я заложил определенную сумму, которая не изменяется в течение года, чем больше машина ездит, тем больше износ автомобиля и при условии, что автомобиль проезжает 700 км в день, а такие постоянные такие рейсы тяжело найти. Поэтому предположим все же 500 км в сутки 4 раза в неделю, срок окупаемости - 11.63 лет, 3 раза в неделю – 121 год.
При тех же условиях, но при ставке 5 000 руб/км сроки окупаемости составят 3.11 и 4.87 соответственно.
При тех же условиях, но при ставке 4500 руб/км сроки окупаемости составят 5.24 и 9,37 соответственно.
А если по ставке 3500 руб. км 5 раз в неделю (как обычно катаются дармовозы), 500 км в день срок окупаемости по расчетам вообще отрицательный, т.е. работа в прямой убыток себе. Успехов Вам «Дармовозы».
Так же можно оценить срок окупаемости для фур исходя от подбора ставок, только там расходы, как понимаете другие будут. Приведу парочку результатов расчета.
Фура, 20 тонн, стоимостью 150 000 у.е., оплата на круг только (рассчитывайте что у вас получается в среднем сами) 1.5 рейса в неделю, пробег за рейс 1500 км.
Ставка, бел. руб./км | Срок окупаемости, лет |
6000 | 52,22 |
8000 | 6,60 |
9000 | 4,59 |
10000 | 3.52 |
11000 | 2,86 |
12000 | 2,40 |
Все. Не будьте «дармовозами», считайте свои деньги.
Подставляя свои значения оцените свой бизнес.