Сначала немного теории. Некоторых грузовладельцев и логистов наряду с привычными тарифами за услуги грузоперевозок, такие как цена за километр, час или фрахт, интересует цена за тонно-километр. Сведя данные с различных ресурсов интернета постараюсь объяснить особенности данной сдельной оплаты.
Тонна-километр, тоннокилометр или тонно-километр (обозначение т·км) — единица измерения, применяемая при перевозке грузов и объединяющая два показателя: количество тонн груза и расстояние в километрах. По соображениям размерности эти величины перемножаются как (M х L (т *км)).
Используется в двух случаях:
как сравнительная (но не абсолютная) оценка механической силы транспорта предприятия и как оценка наибольшей возможной пропускной способности транспортных линий.
Прикладной пример расчета стоимости 1 тонно-километра показан ниже.
Немного определений и теории.
Показатель пропускной способности, выражаемый в тонна-километрах — грузооборот. Такой же показатель для числа перевозимых пассажиров — пассажирооборот. Они часто встречаются в рекламе транспортных компаний для характеристики объема перевозимых грузов и пассажиров .
Один тонно-километр – это груз массой в одну тонну, который перевозится на расстояние один километр. А значит, чтобы рассчитать показатель тонно-километры, умножьте вес груза на пробег автомобиля, доставляющего
товар. К примеру, грузовой автомобиль перевез 5 тонн груза на расстояние 300 километров: умножьте 5 т на 300 км и получите 1500 тонно-километров (т *км).
Полученный в результате расчета экономический показатель используется для того, чтобы оценить объем перевозок грузов данным видом транспорта. К тому же этот показатель грузооборота может быть использован и для оценки максимальной пропускной способности транспортных линий предприятия и сравнения механической силы разных транспортных средств.
Возможен также расчет приведенного тонно-километра. Этот показатель характеризует объем всей выполненной отдельными видами транспорта перевозки пассажиров и грузов. Чтобы подсчитать приведенные тонно-километры, суммируйте тонно-километры с пассажиро-километрами.
Для характеристики эффективности использования транспортного средства, с помощью которого доставляется груз, рассчитывается коэффициент использования грузовместимости. Этот показатель отражает степень использования грузовых помещений различных транспортных средств. К примеру, для грузовых вагонов коэффициент использования грузовместимости рассчитывается как частное при делении полезного объема на полный объем.
На показатель грузооборота существенное влияние оказывает тип дорог, по которым перевозится груз. В настоящее время в России различают три типа дорог: дороги с односторонним движением и твердым покрытием, дороги с твердым покрытием и двухсторонним движением и грунтовые дороги. Естественно, скорость перевозки грузов по дорогам первого типа будет намного выше скорости перемещения груженного транспортного средства по грунтовым дорогам.
Теоретический РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ 1 ТОННО-КИЛОМЕТРА ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА.
Следует отметить, что стоимость и себестоимость 1 тонно-километра - это различные понятия. За единицу исчисления себестоимости единицы услуг грузового автотранспорта принят тонно-километр. Себестоимость 1 т*км определяют в среднем по всему грузовому автопарку предприятия.
Объем автотранспортных работ определяется по формуле:
О = Г х Л х Д х П х Кп х Кг,
где О – объем автотранспортных работ, ткм;
Г – номинальная грузоподъемность одной автомашины, т;
Л – среднесуточный пробег одной автомашины, км;
Д – количество дней работы автомашины в году на перевозке грузов;
П - среднегодовое количество машин данной марки;
Кп –коэффициент использования пробега;
Кг – коэффициент использования грузоподъемности.
Количество дней работы автомашин в году на перевозке грузов, среднесуточный пробег, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности рассчитываются по данным отчета о работе грузового автотранспорта. Коэффициент использования пробега определяется делением годового пробега автомашин с грузом на общий пробег. Коэффициент использования грузоподъемности определяется отношением количества перевозимого груза за одну поездку к номинальной грузоподъемности машины.
Среднесписочное количество машин устанавливают на основе данных о наличии автомобилей на начало года, пополнении и выбытии их в течение года. При этом учитывают не только количество, но и сроки пополнения и выбытия машин. За срок поставки условно принимают середину квартала.
Среднесуточный пробег на одну машину составляет примерно 70-130 км. В среднем машина работает около 230-280 дней в году. Коэффициент использования пробега составляет 0,45-0,55. В среднем для всех классов грузов, перевозимых предприятием, коэффициент использования грузоподъемности равен примерно 0,75-0,90.
В рекламе предприятий также часто используется стоимость 1 тонно-километра. Исходя из размероности руб /( т*км) - это стоимость перевозки 1 тонны груза на расстояние 1 км.
Прикладной пример расчета стоимости 1 тонно-километр выглядит так:
Организация "А" : выставляет счет за 1 км = 6900 руб.
Расстояние туда 92 км , обратно 92 км. Масса груза 18,14 тонны.
Однако в данный момент еще оказывает слуги другая организация "Б" и выставляет счет за 1 т*км = 907 руб.
Нужно сравнить у кого выгодно. Как перевести тариф за 1 км в тариф за 1 т*км ?
1 организация: 92 (км) х 2 х 6900 (руб/км) =1269600 руб. (92 х 18,14=1669 т*км 1269600 (руб) / 1669 (т*км) =760 (руб/ (т*км) ).)
2 организация 92 (км) х 907 (руб/ (т*км)) х 18,14 (т) =1513674 руб.
Итого. По данному расчету выгодней 1 организация и ничего никуда не надо переводить.