Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост.

Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны. Несмотря на то, что обе компании делают, по сути, одну и ту же работу. Разница – в деталях и мелочах. В международных грузоперевозках мелочи эти часто стоят больших денег, а детали во многом определяют успех перевозки в целом.

1. Длина цепочки из транспортных подрядчиков


Экспедитор – это компания-организатор. Вы говорите, что вам нужно отвести и куда. Экспедитор сам нанимает перевозчиков и решает все возникающие по ходу дела проблемы. Например, если у одного перевозчика нет, и в ближайший месяц не предвидится свободной машины, то он найдет ее у другого.

Перевозчик – компания, которая все делает сама. Грузит ваш товар в свой транспорт, использует свои прицепы, холодильники, контейнеры и платформы. Перевозчик сам решает все возникающие вопросы и отвечает за все своей головой. Но если уж нет у него нужной машины, то и взять ее неоткуда.

Гибрид – перевозчик с функциями экспедитора. У него есть и свой транспорт, и свой отдел продаж. Образовывались такие фирмы, как правило, из транспортных компаний. В начале пути они нарабатывали большой объем заказов, а когда своего транспорта переставало хватать, начинали привлекать конкурентов. Таким компаниям клиенты особенно доверяют. Ведь они и процесс перевозки организуют, и транспорт найдут, и свои машины, если что, поставят.

Что делает перевозчик или экспедитор между точками «Отправка» и «Прибытие» заказчика часто особо не волнует. Лишь бы все пришло вовремя и в полной сохранности. Не волнует – а должно бы. Потому что именно от «начинки» зависит, все ли для вас пройдет гладко.


Самая распространенная ситуация на международных грузоперевозках


Крупный известный экспедитор нанимает экспедитора помельче, а тот еще одного и так далее. Последний экспедитор нанимает, наконец, перевозчика. У каждого на руках толстый договор, сроки, обязательства.
Представьте: всю неделю по Европе собирались грузы, товары удачно вылетели к выходным, на календаре - пятница. И вот на границе Польша-Белоруссия при оформлении документов таможенник заявляет: «У вас в CMR нет разбивки по весам и кодам ТНВД. Рабочий вопрос. Обычное дело.

Мы (перевозчик) заказчику (экспедитору) говорим: «Так, мол, и так - нужны уточнения». Он передает то же самое своему заказчику, который тоже экспедитор. И так далее. Пока факсы и э-мейлы не доберутся до грузовладельца.
В это время мы стоим. Описания нет - вопрос не решен. Вот и понедельник. Мы вынуждены выставить простой. Посредники недовольны. Они кивают на нерасторопность водителя, а документы, не глядя, пересылают друг другу. В результате бумаги с формулировкой «что-то не то тут написано» доходят до грузовладельца. На что следует справедливое возмущение: «Что значит, не то? Вот же все есть!».
А все просто: причина простоя потерялась где-то по цепочке. Элементарный вопрос на 15 минут решался целых 5 дней.


Вывод: чем длиннее цепочка, тем больше в ней слабых мест.

2. Цена перевозки или фрахт.


Важно понять, что работать вы, так или иначе, будете с перевозчиком. Именно он будет перевозить ваш груз. Экспедитор для него – такой же клиент, как и вы. Поэтому обращаясь к перевозчику напрямую, вы можете получить цену такую же или даже выше, чем у экспедитора. Потому что последний получает свою ставку за счет объема и регулярности заказов.
Экспедитор работает исключительно за комиссионное вознаграждение: разницу между фрахтом, который он купил у перевозчика, и фрахтом, который он продал своему клиенту. Как правило, это 200-500 евро за один груз или 1000 евро и более, если перевозка нестандартная. Он окажет вам услуг не более, чем на эту сумму, и только этой суммой он рискует.
Порой грузовладелец полагает, что для экспедитора перевозка 2 паллет – это солидный объем, а масса дополнительных условий в договоре – показатель серьезного отношения. Это заблуждение. Для того чтобы выжить, экспедитору необходимо перевозить минимум 500 паллет в месяц. И чем тоньше договор, тем лучше. Экспедитор делает много простой, однотипной работы. Ему нужен поток.
Экспедиторы сильно различаются по спектру услуг и по масштабам. В офисах мелких компаний, в России их называют диспетчерами, - стол, стул, телефон и один, максимум три сотрудника. Занимаются такие компании только перепродажей прямых перевозок, но зато они умеют работать с частниками и берутся за разовую работу. У них и цены поменьше.
Крупные компании много знают и умеют, предлагают множество разнообразных услуг: разные виды транспорта, склады, оформление документов. У них есть свои офисы с квалифицированными юристами в разных странах и собственные денежные средства, за счет которых они могут авансировать перевозчиков и склады, чтобы иметь возможность ждать поступлений от клиента в течение 30 дней. У крупных экспедиторов цены выше. Ведь платить приходится не только за саму работу, но и за их квалификацию.

Перевозчик работает на весь фрахт. Он много тратит, рискует и фрахтом в целом, и своим оборудованием: машинами, прицепами, контейнерами. На его плечи ложатся:

  • прямые затраты (ГСМ, зарплата водителей, платные дороги, оформление документов и т.д.), 
  • косвенные затраты на содержание инфраструктуры, налоги, взносы (аренда офисов и стоянок, ремонт, амортизация, лицензии, и т.д.) 
  • затраты для выполнения транспортного процесса и управления этим процессом 


Все это дисциплинирует перевозчика. Выработанная годами четкость действий оказывается клиенту-грузовладельцу или экспедитору очень выгодной.


Типичные ошибки при работе с перевозчиками


Чем ниже фрахт, тем опаснее
Ни вы, ни перевозчик не занимаетесь благотворительностью. Представьте, что вы «роняли» перевозчика в цене, и он покорно уступал до предела. И вот договор подписан, вы можете гордиться собой: вы заполучили хорошую компанию «за копейки».
День загрузки уже близко и вы шлете перевозчику заявку с подробностями загрузки, но подтверждения почему-то нет. Завтра загрузка, а машина отсутствует. Перевозчик, ссылаясь на очереди на границах, попросту о вас забывает.
Ведь другой клиент предложил ему адекватную ставку и расписание на полгода. И пока вы ждете, автопоезд давно уже расчехлился и готов принять груз согласно подписанной заявке. А вы в день загрузки вынуждены искать машины, водители которых уже уехали отмечать Новый Год или Пасху. Даже если вы найдете машину, это будет криво (через Прибалтику или цепочку посредников) и дорого. Но даже в этом случае она все равно не успеет к нужному вам сроку.

Нет запроса – нет ответа

Вы узнали, что ваш конкурент экономит на перевозке целых 350 евро за машину, и решаете отвоевать хотя бы 100. Но вместо того, чтобы самому внятно обосновать желание более низкой цены, вы доверяете секретарю объявить тендер.

В результате два десятка перевозчиков одновременно получает тощее письмецо «Объявляется тендер на лучшую цену - 7 тонн, недеорогое оборудование из Парижу до Тюмени. Срочно!!!». Причем длинный список получателей предательски отображается в графе «копия».

Ждать ответа на такое письмо бессмысленно. У перевозчиков оно не вызывает ничего, кроме недоумения. Вы опять теряете время.

Вывод: цена перевозки может быть низкой, но она должна быть адекватной рынку и обусловлена вескими причинами.

3. Общение с клиентом

Поскольку экспедитору как посреднику между грузовладельцем и перевозчиком важно набрать объем, то он, как правило, предельно вежлив, терпелив и готов терпеть все ваши капризы.
 Для перевозчика же главное – не стоять, а постоянно оборачивать свой транспорт и оборудование. Поэтому он краток и разговоров «по душам» не ведет. Он может дать вам только то, что у него свободно на данный момент. Если вам это не подходит, то выход один - искать второго перевозчика, третьего и так далее. Кроме того, перевозчики часто довольно узко специализируются:

  • по машинам, например, только фуры 82 куб.м., меги 100 куб.м. или негабариты;
  • по странам, например, только Скандинавия или Западная Европа; 
  • по регионам России, например, только Урал и Сибирь 

Зато они всегда в теме и держат руку на пульсе. Информация, которую вы можете получить у перевозчика, всегда точна и своевременна. Если у вас есть деньги и регулярный грузопоток, он будет очень стараться под вас подстроиться.

Вывод: перевозчик больше сосредоточен на выполнении дела, чем на тонкостях общения.

Кого выбрать: экспедитора или перевозчика – решать вам. Если вам нужно оперативное решение рабочих вопросов в пути, вы готовы к адекватным ценам и коротким разговорам, то наши рабочие ставки фрахта указаны здесь. Звоните!

Что делать экспедитору если перевозчик вышел на прямого клиента?

Такой вопрос очень часто задают себе молодые экспедиторские компании, пишут толстенные договоры со штрафными санкциями. Ответ – ни чего не делать! Если вы продаете вашему заказчику отличную услугу, он к вам обязательно вернется. Цена здесь не играет первостепенную роль. Ведь часто мотивом выйти заказчика или на перевозчика служит нерасторопность и низкая квалификация экспедитора. Перевозчики не всегда удобные ребята и многим заказчикам просто не с руки работать напрямую с перевозчиком, ведь под него надо подлаживаться, особенно если заказчик возит нерегулярно и не имеет своего отдела логистики. Таким грузовладельцам проще и конечно дороже, скинуть всю головную боль на экспедитора, но только в одном случае – если этот экспедитор делает работу, а не просто приклеивает к фрахту свои 400 евро, ни во что не вникая.