Поисковики ежедневно "выхватывают" бесчисленное количество запросов: грузоперевозки цена, транспортные услуги тариф, стоимость перевозки груза...


А какова же на самом деле реальная цена вопроса для грузоперевозки из пункта "А" в пункт "Б"? Для того, чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос необходимо знать из чего она складывается, какие факторы влияют на ценообразование в данном вопросе, формируют стоимость, цену и тариф грузоперевозки. Информация представленная в данном разделе носит объективный характер и вполне может служить методическим пособием для расчета стоимости грузоперевозки как заказчиками, так и перевозчиками.

  • КИЛОМЕТРАЖ ОТ ПУНКТА ЗАГРУЗКИ ДО ПУНКТА РАЗГРУЗКИ
  • НАПРАВЛЕНИЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ
    ЦЕНА ЗА КИЛОМЕТР
    ХАРАКТЕР ГРУЗА, ЕГО ВЕС И ОБЪЕМ
    ФОРМА И СРОКИ ОПЛАТЫ ЗА ПЕРЕВОЗКУ
    СРОЧНОСТЬ ДОСТАВКИ ГРУЗА
    КОЛИЧЕСТВО ПУНКТОВ ЗАГРУЗКИ/РАЗГРУЗКИ И ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ
    ПОЛНАЯ РАСТЕНТОВКА, БОКОВАЯ ИЛИ ВЕРХНЯЯ ЗАГРУЗКА
    ПРОСТОЙ НА ПОГРУЗКЕ/ВЫГРУЗКЕ СВЕРХ ОГОВОРЕННОГО ВРЕМЕНИ
    ПЕРЕГРУЗ СВЕРХ НОРМАТИВНОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ТРАНСПОРТА
    (СВЕРХ ОГОВОРЕННОЙ МАССЫ ГРУЗА)
    ПРОЕЗД ТРАНСПОРТА ПО ДОРОГАМ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ОСЕВЫХ
    НАГРУЗОК В ПЕРИОД ВЕСЕННЕГО "ЗАКРЫТИЯ ДОРОГ"
    НЕПРАВИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
    (НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ИЛИ ИХ ОТСУТСТВИЕ)


1) Километраж от пункта загрузки до пункта разгрузки


Как определить сколько километров составляет протяженность маршрута от города отправления до города назначения на стадии планирования перевозки? Выручит интернет. Однако важно знать, что фактический пробег автомобиля всегда превышает расстояние определенное этим способом, в среднем погрешность составляет 100 километров на каждую 1000, т.е. на 10%. Точное расстояние можно определить только опытным путем (как вариант, можно позвонить проверенному перевозчику, который "туда" уже ездил), либо самостоятельно прибавить к рассчитанному интернетом расстоянию 10%.


2) Направление грузоперевозки

Вернее будет сказать: направление грузопотока - соотношение количества грузов, ввозимых в какой-либо регион с данного направления, к вывозимым из него в обратном направлении в единицу времени. Если провести экономический анализ ввозимых/вывозимых грузов по региону, то представится возможным наблюдать и существенную разницу в себестоимости этих грузов, к примеру: туда - сырье, обратно - готовая продукция. Направление грузопотока, по которому перевозится большее количество грузов - прямое, по которому меньшее их количество - обратное. Их соотношение - коэффициент неравномерности грузопотоков по направлениям отражает эту зависимость в числовых величинах от 1,01 : 0,99 до 1,99 : 0,01. Если грузопоток в одном из направлений стремится к нулю (2 : 0), то это вызывает неизбежность "кругорейса" (оплаты в два конца), если примерно равен по направлениям (1 : 1), то вполне возможна перевозка груза с оплатой в один конец.

Оплата в оба конца имеет место быть если перевозка осуществляется на небольшие расстояния, используется малотоннажный или спец транспорт (загрузка которого соответствующим попутным/обратным грузом в пункте отправления/назначения - крайне маловероятна), город и регион разгрузки заведомо "глухой" в обратном или альтернативных направлениях.


3) Цена за километр


Данный фактор в формировании окончательной стоимости грузоперевозки является, пожалуй, основным. Определяется он исходя из типа транспортного средства, необходимого для перевозки, его грузоподъемности, объема и типа кузова (грузового отсека, грузовой площадки). Если отбросить в сторону термины "обратка" и "тудатка", то у каждого владельца грузового транспорта арифметика в этом вопросе будет своя, но сводиться она будет к одному - получению желаемой чистой прибыли за фактически "намотанный" километраж за тот или иной рейс (месяц, год). Разница в расчетах объясняется различными накладными расходами каждого отдельно взятого перевозчика (транспортной компании). Единственным обобщающим фактором является топливная составляющая, ее обычно "закладывают" в размере 20-40% стоимости грузоперевозки (тарифа в руб/км).

Неверным будет предположение, что чистая прибыль за перевозку в этом случае составляет 70-60%, для примера представляем. Вашему вниманию расчет себестоимости 1 километра пробега, опубликованный в открытых источниках информации представителем одной достаточно известной транспортной компании.(P.S. )Схожий расчет окупаемости автомобильного транспортно средства был предложен Клубом "5 тонн". )


Итак, про арифметику, базовые тарифы за километр пробега принято считать по грузоподъемности транспортных средств: до 2 тн - от 12 р/км, до 3,5 тн - от 16 р/км, до 5 тн - от 20 р/км, 7-15 тн - от 24 р/км, 20 тн - от 36 рублей за километр.

При этом рефрижератор обходится дороже термоса (в том числе и по содержанию), изотерм, в свою очередь, дороже тента, тент по цене за километр равен фургону (если уж совсем по-простому).

Что касается "эксклюзивных видов" грузового транспорта - низкорамных тралов и пр., то их цена составляет от 60-100 р/км до бесконечности - ввиду особых условий транспортировки негабаритных грузов.


4) Характер груза, его вес и объем


Под характером груза принято понимать особые свойства груза и его стоимость. Если не брать в расчет опасные, тяжеловесные и негабаритные грузы, требующие специального транспорта, особых условий транспортировки и по цене перевозки обходящиеся в разы дороже "стандартного груза", то в общей массе следует особо выделить такие грузы как: электроника, бытовая техника, алкогольная продукция, сигареты, цветной металл и т.п. Их перевозка так же обходится дороже. Обусловлено это в первую очередь ликвидностью такого груза (потенциального объекта наживы для нехороших людей, в роли которых не редко выступают сотрудники ДПС, проявляя повышенную "бдительность") и риском, сопряженным с этим. Своего рода - дополнительная страховка. Да и вообще: вряд ли кто-то недорого повезет Вам дорогой груз. 

Вес (тоннаж) и объем (габариты) груза определяют выбор транспортного средства для осуществления перевозки: либо по грузоподъемности, либо по объему (не трудно догадаться почему ГАЗель 1,5 тн / 10 м3 не сможет увезти 1,5 тн утеплителя или 10 м3 пиломатериалов).

Под особыми свойствами груза понимаются его качества, требующие строго определенного типа транспорта для перевозки (температурный режим - рефрижератор; "жесткий борт" - контейнер, фургон; "полная растентовка" - тент-штора и т.д.), а так же определенного оборудования транспорта (коники, гидроборт, пневмоподвеска и т.п.) и являются основополагающими в подборе соответствующего транспортного средства по соответствующей им цене за километр.


5) Форма и сроки оплаты за перевозку


Этот фактор в расчете стоимости грузоперевозки является далеко не второстепенным. Ведь вопрос здесь идет о том, ради чего собственно и затевается перевозка: получение прибыли перевозчиком и желание сэкономить (как минимум - избежать возможных переплат) на транспортных расходах по доставке груза заказчиком. Наиболее распространенными способами и формами оплаты в грузоперевозках являются следующие: наличный расчет (перечисление на пластиковую карту или блиц-перевод "Сбербанк") и безналичный расчет без НДС. Не секрет - налом всегда дешевле, даже потому, что уже не требуется обналичка, которая обходится перевозчику в среднем от 5 до 10%, не говоря уж о том, что "безнал в бак не заправишь".

Частному перевозчику наличка на погрузке/выгрузке всегда, что называется "ближе к телу", а для новых иногородних контрагентов (клиентов, заказчиков) - это, пожалуй, единственно возможный способ подтверждения их добропорядочности и платежеспособности. Но далеко не все грузовладельцы могут себе позволить такую "роскошь". Альтернатива данному варианту - безналичный расчет по факту погрузки / прибытия на выгрузку, когда после подтверждения грузоотправителем факта погрузки (прибытия транспорта на выгрузку) грузополучатель (плательщик) представляет исполнителю платежное поручение с отметкой банка "ИСПОЛНЕНО" ("ПРОВЕДЕНО"). Данная форма оплаты не является прихотью в плане "поскорее получить денежки" - она является одним из немногих способов гарантированно получить свои деньги вовремя, тот кто хотя бы раз сталкивался с "неплатильщиками" и "долгоплатами" нас поймет.

Что касаемо оплаты перевозки с отсрочкой в N-ное количество банковских дней по оригиналам документов - на такие эксклюзивные условия могут рассчитывать только постоянные клиенты, при этом ставка за перевозку должна быть соответствующей. Приоритеты перевозчика всегда расставляются в пользу контрагентов обеспечивающих скорейшую оплату выполненной работы.

Итак, мы рассмотрели "стандартную" междугороднюю грузоперевозку, она соответствует следующим условиям:

  • груз не является опасным, негабаритным, не требует срочной доставки 
    имеется одна точка погрузки в пункте отправки и одна точка выгрузки в пункте назначения
    транспортное средство после загрузки без перегруза
    загрузка/выгрузка машины (полуприцепа) - задние (через ворота)
    погрузка/разгрузка транспорта без простоя
    перевозочные документы оформлены правильно и в полном объеме
    перевозка осуществляется не в период "весеннего ограничения" нагрузок на ось

Как же быть, если условия (сопутствующие факторы) доставки Вашего груза оказались иными?

Рассмотрим их. 


6) Срочность доставки груза


Согласно уставу автомобильного транспорта, грузовая машина с одним водителем за сутки имеет право проехать не более 500 км летом и не более 400 км зимой. Однако на практике, при благоприятном стечении обстоятельств, эти показатели могут доходить до 1000 км в сутки. Если Ваш груз нужно доставить в максимально сжатые сроки - это возможно! Но за срочность доставки скорее всего придется доплатить. Доплата за срочность доставки груза как правило не выделяется отдельной графой, а включается в общую стоимость перевозки.


7) Количество пунктов (точек, мест, адресов) загрузки/разгрузки и их месторасположение

8) Полная растентовка, боковая или верхняя загрузка

Стандартным способом загрузки транспортного средства является задний - через ворота (гидроборт, клапан), но некоторые грузы, такие как станки, оборудование, длинномерные стройматериалы, грузить приходится боковым или верхним способом (погрузчиком или краном, соответственно). Ввиду того, что не каждый тентованный грузовик (прицеп, полупицеп) имеет такую возможность, за одну растентовку с вас дополнительно могут взять до 1500 рублей, в зависимости от сложности операции (снятие боковых стоек, поперчных перекладин и др.). При этом владельцы конструктивно приспособленного к растентовкам транспорта дополнительную оплату с вас за это не возьмут.

9) Простой транспорта под погрузкой/разгрузкой 
сверх оговоренного (нормативного) времени

10) Перегруз сверх нормативной грузоподъемности ТС 
(сверх оговоренной массы груза)

Возможность "перегруза" (если такая необходимость у грузоотправителя имеется и допускается перевозчиком!) следует всегда обсуждать заранее, по стоимости перегруз обычно рассчитывается пропорционально, к примеру: если за 20 тонн цена перевозки составляет 40 тысяч рублей, то за 25 тонн она будет уже не менее 50 000 (+ оплата штрафов).

11) Проезд транспорта по дорогам с ограничением осевых  нагрузок в период весеннего "закрытия дорог"

12) Неправильное оформление перевозочных документов  (не в полном объеме или их отсутствие) 


Итак, мы вывели формулу расчета стоимости грузоперевозки, выглядеть она будет следующим образом:

A х B х C + D +/- E + F + G + H + I + J + K + L =

где:
A – километраж от пункта отправления до пункта назначения
B – коэффициент грузопотока (направления грузоперевозки)
C – цена за 1 километр
D – доплата включающая ликвидность груза
E – доплата/скидка на способ, форму и сроки оплаты перевозки
F – доплата за срочность доставки груза, если иное не было оговорено заранее
G – доплата за каждую дополнительную точку загрузки/выгрузки
H – доплата за боковую, верхнюю или полную растентовку
I – оплата простоя под погрузкой/выгрузкой сверх оговоренного времени
J – доплата за перегруз (оплата штрафа)
K – оплата пропуска в период весеннего ограничения (оплата штрафа)
L – штраф за неправильное оформление перевозочных документов