Рассмотрена реальная ситуация на рынке транспортно-экспедиционных услуг в Беларуси с точки зрения грузоперевозчиков, выполняющие в основном перевозки грузов внутри Республики и по маршрутам Беларусь -Россия-Беларусь.


Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта, способным обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в прямом сообщении от «двери до двери» без дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Это возможно при хорошей организации всех работ по подготовке и обеспечению перевозного процесса. Эффективность и качество транспортного процесса зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и от ряда посредников, принимающих участие в перевозках. Такими посредниками являются экспедиторы.


Экспедитор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющую транспортно-экспедиционную деятельность.

Существует три основных направления в работе экспедитора:

  1. к роли посредника, выступающего по конкретному поручению грузовладельца. В этом случае его роль ограничивается подготовкой и выпиской документов, фрахтованием тоннажа, осуществлением платежей, проведением переговоров и организацией заключения транспортных договоров. В этом случае экспедитор не принимает на себя ответственность  за перевозчика.
  2. роль консолидатора, т.е.роль организатора сборных отправок. Экспедитор готовит бортовые коносаменты, выписывает конкретным грузовладельцам транспортные документы на отдельные отправки, как правило, без какой-либо ответственности.
  3. это направление характеризуется выдачей экспедитором своих собственных транспортных документов. В этом случае экспедитор становится договорным перевозчиком. Мультимодальные (смешанные) перевозки.

Классификация экспедиторов по их размерам и функциям колеблется от многонациональных экспедиционных гигантов до крошечных операторов – молодых девушек.

Хороший экспедитор может знать рынок и законодательство стран, через которые производится транспортировка груза, и может решить разногласия в законах и правилах перемещения товаров.


Законодательство Республики Беларусь позволяет экспедитору осуществлять свою деятельность в двух формах.

  1. это форма посредника, когда экспедитор всего лишь помогает клиенту найти перевозчика и заключить договор перевозки груза. В этом случае экспедитор не принимает в свое ведение груз, требования  о возмещении убытков, вызванных несохранностью, недостачей, повреждением груза, предъявляются непосредственно перевозчику.
  2. деятельность экспедитора в качестве полноправного участника транспортного процесса. Экспедитор берет груз в свое ведение у клиента, после чего освобождает его от всех проблем, связанных с доставкой груза до места назначения. Экспедитор несет ответственность за несохранность груза. Срок предъявления исковых претензий по договорам транспортной экспедиции определяется в 10 месяцев.  Срок исковой давности по договорам перевозки составляет 12 месяцев, чтобы экспедитор успел предъявить иск перевозчику.

Именно экспедитор, организуя доставку различных грузов из одной точки в другую должен выбрать оптимальный маршрут перевозки с учетом оценки стоимости перевозки, дорожных, транзитных, торговых, складских и других сборов, национальных  законов и ограничений, особенностей таможенного законодательства стран по маршруту перевозки. Получить необходимые разрешения и оформить документы, организовать перевозку с одного вида транспорта на другой, отслеживать местоположения груза на маршруте следования. 

Экспедитор должен знать преимущества используемых транспортных средств, транспортные коридоры, действующие тарифы на всех видах транспорта, уровень ставки фрахта, характер и особенности перевозимого груза, вопросы налогообложения, правовые вопросы и одновременно быть дипломатом и успешно вести переговоры.


Экспедитор – это тот, кто профессионально берет на себя заботу по доставке груза из одной точки в другую. Успех экспедитора – это инициатива, это поиск новых возможностей и методов работы.  Основная задача – поиск новых клиентов.


Все законодательство в области экспедирования строится на основе принципа выполнения экспедиционных услуг за счет клиента. Формулировка вопроса вознаграждения носит общий характер. Согласно официальным  статистическим данным общий объем выручки экспедиторов составляет 9% от общего объема оказанных услуг.


Реализация в Республики Беларусь политики по совершенствованию внешнеэкономической деятельности, включая оптимизацию схем транспортировки грузов и ориентацию на выполнение транспортных и экспедиционных услуг резидентами Республики Беларусь, привело к разработке и утверждению Программы развития транспортно-логистической системы до 2015 г, которая предусматривает создание транспортно-логистических центров в городах Минск, Брест, Витебск, Гомель, Гродно и др. Утвержденная Программа как планируется, должна способствовать доставки товаров от производителя к потребителю, освоению новых рынков сбыта, снижению складских запасов, наращиванию эксперта транспортных услуг. Причем, основным критерием должны стать минимальные издержки, связанные с доставкой, гарантией качества и сроков доставки груза, отслеживание диспозиции груза, его состояние и информирование об этом заказчика.
    Целями Программы являются:

  1. разработка основных направлений развития логистической системы Республики Беларусь;
  2. создание организационной схемы размещения логистических центров в стране и за рубежом;
  3. формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание объектов и инфраструктуры логистической системы.

К основным задачам Программы относятся:

  1. анализ состояния складской инфраструктуры;
  2. классификация логистических центров;
  3. разработка основных направлений создания и развития транспортно-логистических центров, оптово-логистических центров торговли потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения, зарубежных торгово-логистических центров;
  4. предложение механизма создания льготного режима для потенциальных инвесторов и системы критериев их выбора;
  5. разработка методических подходов к управлению логистической системой, нормативного правового и информационного ее обеспечения.

 При выборе транспорта в первую очередь принимаются следующее: время доставки, надежность соблюдения графика доставки, стоимость перевозки.


На рынке транспортно-экспедиционных услуг успешно работают ряд крупных компаний такие как Astra Logistic Ltd, M&M Милитцер & Мюнх, M&M Express, КрафтТранс, Белмагистральавтотранст, выполняющие транспортно-экспедиционные услуги в мировом масштабе. Желаю им успехов и процветания.

Это теория, что такое транспортная экспедиция и ее задачи в транспортировке грузов. Теперь остановимся рассмотрим реальную ситуацию на рынке транспортных услуг в Беларуси с точки зрения грузоперевозчиков, выполняющие в основном  перевозки грузов внутри Республики и по маршрутам Беларусь -Россия-Беларусь. Сразу сделаю оговорку, транспортно экспедиционные компании и экспедиторы бывают различные, и я не пытаюсь никого замарать, просто представлю то, с чем сталкиваюсь каждый день как перевозчик.

Транспортным экспедированием грузов по данным направлениям в свое большинстве занимаются небольшие фирмы численностью 5-10 человек и индивидуальные предприниматели. Как правило, они выступает в роли посредника, который подыскивает грузовладельцу необходимы транспорт, заключает договора на экспедирование грузов и не принимает никакой ответственности за перевозимый груз. При этом критерием выбора транспорта является минимальная провозная плата.


Тут сразу возникает несколько вопросов.  Экспедиторы и грузовладельцы часто пытаются доставить груз с минимальными издержками, заказывая не подходящий по типу транспорт, например, изотермический фургон вместо рефрижератора для перевозки мяса или молочной продукции в Россию. Чья это не компетентность:  грузовладельца или экспедитора?? Откройте «Правила автомобильных перевозок грузов» разделы, посвещенные   условиям  перевозки  отдельных видов грузов автомобильным транспортом. Перевозки по маршрутам Беларусь-Россия относятся к категории международных перевозок, а не так как думают некоторые  представители экспедиции.


Также сталкиваешься с вопросами габаритов и веса груза. Зачастую экспедиторы не могут внятно сказать размеры, характеристики груза, особенности транспортировки. Есть и такие, которые пытаются сэкономит на перевозке крупного габаритного груза или весом более 20 тонн обычным транспортом,  без использования специального транспорта и разрешения.


Часто возникают вопросы по маршруту следования транспорта. Например, перевозка груза по маршруту Минск-Могилев весом 20 тонн можно осуществить только через Бобруйск, движением автомобилям общей массой 20 тонн и более по мосту  через реку Березина запрещена. Также есть запреты при движении грузового транспорта в направлении Пскова. Т.е. наши экспедиторы плохо знают транспортные коридоры даже в своей стране.


Еще один существенный вопрос – сроки доставки. Например, с Бреста в Москву  или Гомеля в Санкт-Петербург 10 тонн груза не возможно доставить за 24 часа. Наверное наши экспедиторы не открывали никогда в раздел  «Режима и отдыха водителей» в «Правилах  автомобильных перевозок». Их это попросту не интересует. С бестолково составленным маршрутом движения транспорта сталкиваешься довольно часто, отдуваться за все ошибки приходится грузоперевозчику (водителю).  Еще одна проблема плохой организации – водителю после договоренности порой приходится простаивать днями далеко от дома в ожидании разгрузки или загрузки, при этом зачастую такие простои не оплачиваются. А что уже можно сделать, если ты договорился о провозной плате, обменялся документами, а тебя тут подставили так, а в договоре ничего такого не прописано. Да и вообще договор экспедиторской компании, как правило, это уникальный документ, одни штрафные санкции со стороны экспедиции и никакой компенсации за неустойки и просрочки платежа. А в  одном договоре вычитал такое:

5.6. В случае выявления и обнаружения фактов перевозки грузов Перевозчиком по заявкам клиентов Экспедитора без уведомления последнего, к Перевозчику применяются штрафные санкции при осуществлении внутриреспубликанских  автомобильных перевозок в размере 1 000 000 (Один миллион) белорусских рублей, при осуществлении международных автомобильных перевозок – 10 000 (Десять тысяч) Долларов по курсу Национального банка Республики Беларусь.

Это что и как??? Есть заявка от экспедитора, а экспедитор не в курсе??? Или вообще, без контроля экспедитора работать нельзя??? Рабство?


Надежность соблюдения графика доставки, стоимость перевозки - самые больные вопросы. Экспедитор изначально стоит на стороне грузовладельца, который пытается перевезти свой груз по минимально возможным тарифам. В целях конкуренции с другими экспедиционными компании, экспедиторы изначально занижают стоимость перевозки для привлечения клиента, при этом они не учитывают реальные тарифы на перевозку тем или иным транспортом. Например, провозная плата для фуры 20 тонн на круг должна составлять 10-12 тыс. бел/руб. на круг. И еще пытаются получить свою дельту за оказанные услуги. Эта дельта часто составляет более 10%, бывает и до 40-50%. Ставка на перевозку резко снижается  в ноль, грузоперевозчику реально остаются деньги только на топливо и на частичную амортизацию автотранспорта. Такое поведение экспедиторов приводит к панике среди водителей с одной стороны: «Больше не платят, а работать нужно, кормить семьи нужно», с другой стороны грузовладельцы, видя, что цены на перевозку падают, начинают также снижать предлагаемую оплату за транспортировку своего груза. Один грузовладелец говорил: «Я за перевозку сейчас плачу 1 миллион -  люди едут. Если мне скажут, чтобы платил 2 миллиона, я недельку подумаю и буду платить 2 миллиона. Мне все равно выгодно. Но покуда находятся те, кто поедет за 1 миллион». Мы отслеживаем те организации и экспедиторские компании, которые предлагают заранее заниженные ставки, ознакомится с ними можно на форуме Клуба «5 тонн».

Никто из экспедиторов и грузовладельцев не учитывает, и не хотят учитывать, что расходы на транспорт также растут, как и цены в магазинах. Оценку рентабельности грузоперевозок я представил в статье Расчет стоимости провоза груза автомобилем грузоподъемностью 5 тонн.

На мой взгляд, в данной ситуации вины экспедиторов как таковой нет, виноваты сами водители, которые соглашаются везти за копейки груз, реально даром. А экспедиторы морально подогревают накал страстей снижением ставок.

Соблюдения графика доставки. Уважаемые экспедиторы, за те копейки, которые вы предлагаете за транспортировку груза можете и забыть о графиках доставки и о хорошей работе. Не удивляйтесь, что иногда грузы теряются, а порой вместе с машинами и водителями, водители психуют в ответ на вопрос: «Ну как там дела?». У тех, кто даром ездит,  дела не очень. Только сознание большинства водителей, которые часто являются подневольными, не позволяет отнестись к своей работе, даже и низкооплачиваемой, «абы как». Хорошая работа должна быть хорошо оплачена!

Таким образом, попытка сэкономить на грузоперевозках часто выливается в прямые убытки для заказчика. Нарушение сроков доставки, повреждение груза, несоблюдение условий транспортировки, нарушение таможенных правил – вот лишь краткий список проблем, с которыми сталкиваются клиенты непрофессиональных перевозчиков. Такие компании могут привлечь клиентов только низкими тарифами на грузоперевозку автотранспортом. Они демпингуют за счет:

  • набора неквалифицированного персонала;

  • использования транспорта, не предназначенного для перевозки груза данной спецификации;

  •  нарушения сроков доставки перевозка попутных грузов без соответствующих на то полномочий.

 Каждый вправе решать самостоятельно, хочет ли он доверить свое имущество непрофессионалам. Стоит отметить, что квалифицированные грузоперевозчики всегда учитывают интерес клиента.

Вот такие основные нарекания у нас водителей к экспедиторам.  В данный момент экспедиторы, работающие по маршрутам Беларусь – Беларусь и Беларусь – Россия – Беларусь  нам, грузоперевозчикам, мешают, и нет никакого желания с ними работать.

Чтобы исправить ситуацию на рынке грузоперевозок, улучшить условия работы и оплаты труда грузоперевозчика, мы организовали Клуб «5 тонн», разработали и сделали сайты и форум  частных грузоперевозчиков Республики Беларуси и России http://club5tonn.by .


Клуб «5 тонн»  – частные грузоперевозчики Республики Беларусь за единые ставки, работай без посредников.